Итак, я подготовил обзор по рассказу «Люди и Нелюди» из цикла «Вальфирикон» за авторством Селкера Ари.
Скажу сразу, что я не профессиональный критик и на это звание никак не претендую, но если кому-то понравится разбор, то не исключаю возможности написания и других, по просьбам авторов.
Начну с мелких придирок и некоторых нелогичностей, а закончу размышлениями над литературной составляющей и дам пару советов и пожеланий.
Рассказ является третьим в цикле «Вальфирикон», действие которого происходит в мире Террот, кишащем аномалиями, нечистью и сказочными существами, а главным героем цикла является гибридное существо, вальфир по имени Найяр. Итак сюжет, главный герой, мучимый мыслями и догадками о собственном происхождении, держит путь в давно разрушенную крепость Скальваран. Там, в руинах, он надеется найти ответы на свои вопросы, но в пути его настигает отряд опытных ловчих, которые уже давно идут по его следу. После непродолжительной схватки герой оказывается повержен превосходящими по силе противниками и почти убит, оставленный лежать на снегу в луже собственной крови. Но оказывается не все так просто, через какое-то время проезжавшие мимо крестьяне подобрали изуродованного вальфира и отвезли к себе в деревню, в которой герой провел почти месяц. Благодаря особым свойствам сердца гибрида, он начинает идти на поправку и вскоре узнает, что спасли его не по доброте душевной и что ему предстоит расплатиться с селянами, оказав услугу и уничтожив таинственное существо, которое уже давно держит в страхе всех жителей деревни. Найяр начинает расследование, чтобы разобраться в причинах появления демона и обнаруживает, что местные жители не так просты, как кажется на первый взгляд и что поклоняются они не совсем обычной религии...
Люди и Нелюди, это название очень подходит произведению, читателя ждет непростая, с моральной точки зрения, история, которая посвятит его в подробности отношений между людьми и обитателями леса в мире Террот на примере ситуации, когда эти отношения оказались накалены до предела и, доселе мирное сосуществование, было поставлено под угрозу.
Стоит отметить, что рассказ начинается с краткого художественного описания мира книги и главного героя, что является плюсом для тех, кто по какой-либо причине не читал предыдущих рассказов.
А теперь о неточностях, замеченных мной.
Никак не могу понять, почему автор все время применяет к лесной нечисти термин «нежить». Нежить это ведь собирательное название для всех типов сверхъестественных существ, восставших из мёртвых после своей смерти.
Когда Найяр приходит в себя, находясь в постели, обнаруживается, что у него раздроблена половина лица, что очень мешает ему говорить и первые свои слова он произносит здоровой половиной лица, шипя сквозь зубы. Однако на следующей же странице показывает поразительную разговорчивость с доктором, без каких-либо описанных трудностей.
Также нужно отметить, что доктор его совсем не боится, хотя достоверной информации о разумности вальфира у него нет. Из предыдущих рассказов мы знаем, что гибриды могут быть и безумными. А вдруг гибрид, подобранный на дороге, придя в сознание начал бы нападать на людей без разбора, разбрызгивая повсюду ихор ? Но доктор был поразительно спокоен, пребывая в святой уверенности, что Найяр разумен и безопасен. Причины такого поведения, к сожалению, в рассказе не описываются.
В сцене, когда главный герой одевается, доктор с интересом разглядывает костюм из паутины Пустотного Паука и интересуется его практической ценностью. Найяр отвечает в менторской манере чуть ли не целой лекцией о чудодейственных свойствах паутины и о разнице в тактике ведения сражений против чудовищ в зависимости от надетой брони. Странно слышать такие речи от бродяги вальфира, охотящегося на чудовищ в лесах севера. Видно, что устами героя в этот момент говорит автор рассказа, пытаясь объяснить принципы действия материала, из которого состоит одежда Найяра.
Почти сразу после этого описывается процесс одевания наплечников и ножной брони. Не совсем понятно, зачем герою нужна броня в деревне, жители которой спасли его жизнь, к тому же, не имея при себе меча, да еще в таком состоянии, много не навоюешь. Его и так побаиваются люди, а он еще облачился в броню, чтобы и без того пугать местных, щеголяя в ней по улице... нелогично.
«То, что к ней боялись приближаться вселяло надежду в то, что многие записи десятков поколений вальфиров сохранились.» — десятки поколений вальфиров это очень и очень много, получается что крепость стояла многие века, а инквизиция только недавно снизошла до того, чтобы направить в нее ударный отряд. Почему тянули так долго, если вальфиры представляли такую большую угрозу для людей ? Не очень понятно.
«Ему захотелось двинуться в путь прямо сейчас, но он знал, что идти через зимний лес равноценно самоубийству.» — но в итоге, как мы потом узнаем, он пойдет через зимний лес, к тому же один и без оружия. Если это самоубийство, то как тогда он пережил подобный поход ?
«Стальные когти на сапогах-поножах вальфира лязгнули и оставили на ступенях крыльца глубокие царапины. Позади страдальчески охнул Казимир, по всей видимости отнесшийся к этому очень болезненно.
— Вы же так полы попортите.
— Возможно. — согласился полуволк. — Но босиком по снегу ходить не буду. И снимать эти железки целая морока.» — очень странное поведение Найяра в этот момент. Мало того, что он находится в гостях, так еще у тех, кто спас ему жизнь. Ради приличия можно было и снять поножи, даже если это целая морока. Опять же непонятно, зачем их было вообще надевать в мирной обстановке.
«Неужели обычно мирные лесовики настолько разозлились на людей, что призывали из лежащих за гранью Вихревых Миров, демона?» — не поясняется откуда у Найяра познания о Вихревых Мирах и демонах.
В самом финале есть один спорный момент, когда Нейвира просит героя уничтожить транспланар в деревне, то просит сделать это прямо сейчас, мотивируя тем, что потом она может передумать. Но особенность ситуации в том, что она находится не в том положении, чтобы еще ставить каки-либо особые условия, например ограничения по времени. Он пришел убить ее, в руках у него меч и ничто не мешает ему просто закончить свое дело, оборвав ее жизнь. Но тем не менее она ставит ему условие и, что самое поразительное, он соглашается на это. Вообще весь этот момент очень спорный, непонятно чем думал Найяр, когда соглашался на ее предложение, непонятно почему у него не вызвала никаких сомнений возможность Нейвиры совершить обещанное, непонятно почему он даже не поинтересовался каким образом она будет очищать его сердце от ихора и непонятно почему он хотя бы в качестве задатка, и заодно проверки ее способностей, не попросил избавить его хотя бы от малой части ихора в крови. Он просто поверил ей на слово, хотя не было ни единой причины этого делать. Но к этому я еще вернусь.
Для меня остался непонятным один момент, не могу сопоставить в голове то, как Найяр делает свои зелья из крови детей вперемешку с ихором. Ведь для этого нужна какая-никакая лаборатория со всем необходимым, а он, как я понял, вынужден делать это все в походных условиях, имея при себе только дорожную сумку.
Из непонравившегося хочу отметить сильно перегруженные предложения, например: «С севера налетал ветер, по небу, подсвеченные синеватым светом неслись низкие тучи, смешавшиеся над дальнем концом поля и сворачивающиеся в воронку, под которой, шелестя и сипя, разрасталось туманное нечто, слепленное из снежной вьюги, торчащих в разные стороны рук-коряг и костей людей и животных»
Еще стоит поругать за отсутствие в некоторых местах запятых.
А теперь обо всем в целом. Написано складно, читать легко и приятно, текст не вызывает отторжения. Иногда встречаются перегруженные предложения, но их не много. Понравились описания лесной нечисти, лесовиков, Царь-Гриба и прочих. Автор добился того, что сцены с ними очень живо предстают в воображении, а некоторые моменты прямо таки просятся на экранизацию. Боевых сцен не слишком много и их описания не перегружены, без труда понимаешь что где происходит, хотя я был бы рад, если их описания были бы более художственными, а не механическими. Но все же автор добился в этом определонного баланса. В сцене, когда герой приходит в место обитания лесной нечисти, автор каскадом вываливает на читателя поток названий разных лесных существ. Мне кажется, это можно было сделать с большей расстановкой и сопутствующим описанием, а не путем простого перечисления.
Рассказ с точки зрения морали очень непрост, в нем нет ни героев, ни злодеев. Главный герой рассказа не позиционируется автором как пример для подражания и его суждения не претендуют на превосходство над суждениями других. Наоборот, автор преподносит главного героя, как существо, пытающееся выжить в этом жестоком мире, живущем по своим жестоким правилам, а чтобы выжить, ему приходится охотиться на детей и забирать их кровь. Он понимает, что сам не идеален и поэтому не спешит судить других, понимая все. В этом плане мне очень понравился момент, когда Найяр шел по лесу вместе со скоггеном и между ними произошел такой диалог:
«— Ты хоть понимаешь, почему я тут? — полуволк ускорил шаг и поравнялся с лесовиком.
— Нет. — заскрипел тот головой-пеньком. — Ты Царь-Гриба есть убить.
— Не угадал. Не убивать, ни есть его я не собираюсь. Ты знаешь, что жители деревни вас извести хотят, считая, что вы демона вызвали?
— Хутор злой. Я знать. Лес рубить. Золотосмол рубить. Царь-Гриб гневаться. Но каакуг нет. Страшно.
— Зато можно на обоз нападать и убивать детишек.
— Не знать. Но ростки губить стыдно. На себя смотреть да?
Найяр вздохнул, слегка прижав уши. Лесовик прав. Вот уж кому-кому, а не вальфиру учить других этикету.»
Из уст лесовика, суровое, но неуклюже произнесенное замечание главному герою, особенно трогает и запоминается. На мой взгляд, пример такого тонкого литературного приема, задевающего что-то в глубине читателя, достоин упоминания в школьных учебниках по литературе.
По ходу повествования Найяр понимает, что жители деревни также не идеальны. Спасение его жизни было далеко не бескорыстным, но позже узнает, что для оказания ему помощи, жители осознанно уплатили жестокую цену — жизнь маленького ребенка, которого пришлось убить ради излечения героя. Попутно вальфир узнает, что все жители, так или иначе, люди с запятнанной совестью, скрывающиеся в глуши от чего-то, в том числе от закона. Даже местный священник совсем не тот, за кого себя выдает. Становится понятна связь между людскими грехами и появлением демона, карающего за эти грехи. Мне также понравился момент, когда Найяр, собрав достаточно информации, пришел к главам поселения и обрушился на них с обвинениями, но вместо отрицания и ожидаемых оправданий услышал признание их поступков, признание того, что они поступают не всегда хорошо, но это продиктовано суровыми условиями жизни и законом выживания. Законом, которому подчиняется и сам герой. В этот момент для читателя окончательно стирается грань между Найяром и селянами, это очень важно.
В принципе, сюжет не гениален и не оригинален сам по себе, но рассказан хорошо, читать интересно. Логика персонажей понятна, за исключением одного момента... Вернемся к финалу, трезвый и рассудительный Найяр теряет голову и срывается под самый конец, когда Нейвира делает ему предложение. Вся логика летит к чертям, а действия вальфира оставляют читателя с кучей вопросов. И если на вопрос «почему он согласился», можно ответить, хоть и с натяжкой, объяснив это тем, что Нейвира поманила его излечением, о котором герой мечтал всю свою жизнь, то на остальные вопросы ответа нет. Почему он поверил ей на слово ? Почему он согласился сделать дело незамедлительно ? Ведь Нейвира была далеко не в том положении, чтобы диктовать свои условия, ей надо было молиться о том, чтобы он вообще не убил ее на месте. Почему Найяр не поинтересовался, каким образом будет проводиться очистка его сердца от ихора ? Почему он не потребовал задаток ? Почему герой не мог подождать час или два, пока капеллан не отслужит службу в церкви, чтобы потом втихаря уничтожить транспланар ? Ведь не требовалось исполнения сию секунду... Все это непонятно. Но взамен, мы имеем гениальную и сильную, на мой взгляд, финальную сцену с полностью опустошенным, желающим собственной смерти Найяром, уходящим без оружия в заснеженную даль и с Нейвирой, оставшейся плакать в темноте пещеры. Финал рассказа может оставить равнодушным только бессердечного, за это автору большое спасибо.
К сожалению, характерам некоторых персонажей уделено мало внимания. Я так и не смог толком составить психологический портрет лучника Гастона. В один момент он может говорить с героем доброжелательно и по приятельски, а в другой кричать на него или бросить презрительное «спускать глаз с тебя не буду». Хотя на мой взгляд, этот персонаж мог быть очень интересен, если автор проработал бы его чуточку лучше. Достаточно интересные врач Иоганн Гессельмейер и алхимик Бернуа Дювалье, появляются в рассказе всего несколько раз и ненадолго. Остальные персонажи на интересность и проработанность не претендуют. Хотя формат короткого рассказа и не обязывает к дотошной проработке каждого персонажа, мне кажется, что все таки можно было сделать историю более трогательной, более драматичной, если бы автор более детализировал пребывания Найяра в деревне и его общение с жителями. Можно было расписать пару милых сцен, запомнившихся как герою, так и читателю, чтобы к финалу сопереживание селянам было больше. Но получается так, что к концу, когда под меч вальфира попадают мирные жители, к ним не испытываешь ничего, они воспринимаются как серая масса, деревенщина.
Герой, хоть и не преподносится автором, как добрый и правильный, все равно выглядит слишком миролюбивым и доброжелательным для того, кто охотиться на детей и извлекает из них кровь, пока они еще живы. И все это ради себя. Трудно соотнести эти две крайности в голове. Мне кажется, что для того, чтобы поступать с детьми так, Найяр должен быть чудовищем в душе, иначе просто не смог бы. Но в рассказе он показывает себя на более-менее доброжелательным как по отношению к людям, так и по отношению к нелюдям. Хотя как знать.. в итоге он ведь показал себя чудовищем, пойдя на массовое убийство. Вынужден сделать неутешительный вывод о крайней эгоистичности и меркантильности Найяра. Ведь принятое им решение означает, что он не собирается расплачиваться с жителями деревни за свое спасение и получает шанс очиститься от ихора. Двух зайцев одним выстрелом — и помощь от жителей получил и лекарство возможно получит. То есть выходит, что ему проще заплатить цену за призрачный шанс впереди, чем за уже свершившееся спасение его самого. Если так, то выходит, что он еще большее чудовище, чем все остальные. Не знаю, намеренно ли автор так расставил акценты или оно само так написалось, но мы имеем то, что имеем.
Я бы посоветовал автору уделять больше времени и сил проработке второстепенных персонажей, делать их более интересными и запоминающимися, а боевые сцены наполнить более художественными описаниями. Рассказ хорош, но как ни крути, это рассказ об одном персонаже. Есть главный герой, а все остальное лишь массовка для того, чтобы лучше его раскрыть. Без него сюжет не движется, пока он ничего не сделает, ничего не произойдет, он безоговорочно в центре внимания, он как главный герой ролевой игры, который бегает и выполняет задания... Я бы посоветовал автору подумать об этом и учесть в дальнейшем при написании книг, которые несомненно будут хороши, ибо для этого есть все предпосылки. Предстоит еще избавиться в дальнейшем от перегруженных предложений и тогда все станет совсем хорошо. Автор умеет тронуть читателя, владеет литературными приемами и умеет рассказывать истории так, чтобы было интересно, умеет создать атмосферу и это несомненно хорошо. Также хочу отдельно отметить, что название для рассказа выбрано на редкость удачно, соответствует содержанию и сути.
Что в итоге ? Мы имеем интересный рассказ, заставляющий задуматься равно как о возможной человечности нелюдей, так и о возможной бесчеловечности людей. Атмосфера сурового Террота, борьба за выживание на Севере, взаимоотношения людей и нелюдей, иногда добрососедские, иногда перерастающие во вражду. Мне понравился рассказ, мне порнавился главный герой, который совсем не однозначный и не пытается казаться правильным. Не вижу ни одной причины пропускать это произведение, равно как и весь цикл «Вальфирикон», мимо себя.
Ссылка на оригинальное произведение —
http://selker.furnation.ru/view/141757Меня попросили — я написал, постарался максимально объективно и непредвзято, так что никаких обид :)
Кто молодец ? Джейд молодец ! :)